Четверг
18.04.2024, 12:14
Владимирская
Областная организация
Российского профсоюза
работников культуры
Официальный сайт.
600005,г.Владимир,ул.Горького,д.50
Вход
ПРОФСОЮЗ ТЕБЯ ЗАЩИТИТ!
 
Меню сайта
Поиск
Наш адрес: 600005
г.Владимир,ул.Горького,д.50
Тел.(4922)33-06-22
53-29-26,53-05-58
root@profsouz-culture.elcom.ru
Главная » 2020 » Октябрь » 7 » новости
12:38
новости

Общественной палатой Российской Федерации (далее – Общественная палата) по инициативе Комиссии Общественной палаты по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия проведен круглый стол на тему: «Детские школы искусств: великие традиции и неопределенное будущее» (далее – круглый стол, мероприятие).
В мероприятии приняли участие члены Общественной палаты, председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по культуре, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в области музыкального искусства, руководители детских школ искусств, общественные эксперты.
Общественная палата в своей деятельности уделяет особое внимание вопросам сохранения и развития существующей многоуровневой системы художественного образования, первой ступенью и основанием которой являются детские школы искусств, реализующие дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусства.
В рамках круглого стола рассмотрены проблемы, касающиеся внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в детских школах искусств и последствий перехода на данную систему для всей системы художественного образования в Российской Федерации, а также перспективы развития системы детских школ искусств.
2
Положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) закрепляется многоуровневая система образования в области искусств, обеспечивающая взаимосвязь, непрерывность и преемственность всех уровней образования в области искусств. При этом ключевую роль в системе образования в области искусств выполняют детские школы искусств, основная деятельность которых направлена на выявление и развитие талантов у детей, создание условий для профессиональной ориентации талантливых детей и осуществление их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 75 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств относятся также к дополнительным общеобразовательным программам, то есть включаются в систему дополнительного образования детей.
В настоящее время в целях совершенствования механизмов финансирования в системе дополнительного образования детей на федеральном уровне осуществляется внедрение персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», входящего в структуру национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16).
Общие требования и основные принципы внедрения и реализации данной системы установлены в приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 06.12.2019, регистрационный № 56722) (далее – Целевая модель, приказ № 467).
3
Между тем участники круглого стола отмечают, что внедряемая сегодня модель персонифицированного финансирования дополнительного образования детей не учитывает особенности деятельности детских школ искусств, реализующих дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств.
В настоящее время стоимость сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования определяется региональными органами власти и не учитывает реальной стоимости учебных программ, предусматривающих проведение индивидуальных занятий в целях освоения образовательных программ в области искусств. Указанные сертификаты рассчитаны в основном на культурно-досуговый характер дополнительного образования детей (кружки, студии, клубы, курсы и т.п.), в связи с чем их применение по многолетним дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств не представляется возможным. К тому же срок действия сертификата ограничивается одним учебным годом.
В этих условиях детские школы искусств вынуждены разрабатывать краткосрочные упрощенные программы обучения в ущерб объему и качеству обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств. Получила широкое распространение практика дробления многолетних образовательных программ, реализуемых детскими школами искусств, на краткосрочные модули. Наряду с этим идет активное сокращение муниципальных заданий при повышении требований к увеличению численности детей за счет краткосрочных от 3 до 9 месяцев общеразвивающих программ, при этом не учитывается ограниченность кадровых и материальных ресурсов детских школ искусства.
По единодушному мнению участников круглого стола, дальнейшее применение механизма персонифицированного финансирования дополнительного образования детей при реализации детскими школами искусств дополнительных
4
предпрофессиональных программ в области искусств приведет к следующим негативным последствиям:
– невостребованности отдельных направлений образовательных программ в области искусств (например, по обучению игре на редких народных инструментах);
– утрате профессиональных кадров в сфере искусства;
– в целом к разрушению института детских школ искусств как фундаментальной основы российской системы художественного образования, не имеющей аналогов в мировой образовательной практике.
В связи с этим первоочередной задачей является исключение детских школ искусств из сферы действия персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, которое несовместимо с многолетними дополнительными предпрофессиональными программами в области искусств, реализуемыми детскими школами искусств.
Однако, несмотря на письма Министерства культуры Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации (письмо Минпросвещения России № ОВ-500/06, Минкультуры России № 241-01.1-39-ВМ от 20.06.2019, письмо Минпросвещения России № СК-395/06, Минкультуры России № 204-01.1-39-ОЛ от 04.06.2020), рекомендующие не распространять систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств, ряд субъектов Российской Федерации продолжает внедрять механизмы персонифицированного финансирования указанных программ.
Учитывая это, участники круглого стола полагают, что запрет либо ограничение на включение субъектами Российской Федерации детских школ искусств в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей должен быть прямо закреплен в нормативных правовых актах Российской Федерации.
5
Также для того, чтобы улучшить условия, в которых обучаются творчески одаренные дети, участники круглого стола указывают на необходимость проведения комплекса мероприятий, направленных на модернизацию детских школ искусств, укрепление их материально-технической базы и развитие кадрового потенциала.
В настоящее время в рамках национального проекта «Культура», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16), за счет средств федерального бюджета реализуется ряд мероприятий, направленных на модернизацию государственных и муниципальных детских школ искусств, оснащение их музыкальными инструментами, оборудованием.
Вместе с тем существующее многолетнее недофинансирование детских школ искусств негативно отразилось на качестве и условиях образовательного процесса. Ситуация осложняется тем, что муниципалитеты, которые выступают учредителями детских школ искусств, не обладают необходимыми финансово-экономическими ресурсами для решения указанных проблем. В этой связи, по мнению участников круглого стола, требуется ускоренный перевод детских школ искусств с муниципального уровня в ведение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В ходе обсуждения участники круглого стола также отметили, что в настоящее время практически прекратилось строительство новых детских школ искусств, а у действующих детских школ искусств имеется острая потребность в дополнительных площадях для реализации образовательных программ.
В настоящее время реализуется национальный проект «Жилье и городская среда», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16), в рамках которого применяются механизмы стимулирования
6
застройщиков по осуществлению строительства объектов социальной инфраструктуры при комплексной застройке территорий.
Однако к указанной инфраструктуре не отнесены объекты в области культуры, в том числе детские школы искусств. В качестве решения данной проблемы участники круглого стола предлагают рассмотреть возможность закрепления в программах, реализуемых на основе национального проекта «Жилье и городская среда», механизмов по стимулированию строительства детских школ искусств, в том числе с использованием государственно-частного партнерства, при комплексной застройке территорий.
Кроме этого, учитывая то, что детские школы искусств выполняют особую роль в системе отечественного художественного образования, участники круглого стола полагают, что статус и основы деятельности детских школ искусств, меры государственной поддержки дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств должны быть урегулированы на законодательном уровне путем внесения необходимых изменений в действующее федеральное законодательство.
Также в ходе обсуждения участники круглого стола отметили приобретающую в последнее время актуальность темы, касающейся случаев обвинения преподавателей в неправомерном поведении в отношении обучающихся. В целях повышения уровня защищенности всех участников образовательного процесса, а также профилактики неправомерного поведения как педагогических работников, так и обучающихся участниками круглого стола предлагается:
– рассмотреть возможность нормативного урегулирования процедуры проведения индивидуальных занятий с разработкой необходимых инструкций;
– предусмотреть использование во время занятий видеонаблюдения, а также установить порядок представления видеозаписей в случаях, связанных с рассмотрением судами уголовных дел по обвинению педагогических работников в
7
совершении преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних;
– закрепить случаи и условия участия родителей ребенка при проведении индивидуальных занятий.
На основании вышеизложенного, учитывая высокую социальную значимость вопросов сохранения и развития детских школ искусств, Общественная палата Российской Федерации рекомендует:
Федеральному Собранию Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации рассмотреть возможность разработки и принятия федерального закона, регламентирующего статус и основы деятельности детских школ искусств, а также меры государственной поддержки дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств.
Правительству Российской Федерации
Рассмотреть возможность:
1. Установления запрета либо ограничения на распространение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств, реализуемые детскими школами искусств.
2. Продолжения реализации за счет средств федерального бюджета (либо на условиях софинансирования соответствующих расходных обязательств субъектов Российской Федерации) мероприятий по модернизации региональных и муниципальных детских школ искусств, оснащению их музыкальными инструментами, оборудованием.
3. Закрепления в программах, реализуемых на основе национального проекта «Жилье и городская среда», механизмов по стимулированию строительства школ
8
детских искусств, в том числе с использованием государственно-частного партнерства, при комплексной застройке территорий.
Министерству культуры Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации:
Рассмотреть возможность разработки и внесения в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекта федерального закона, регламентирующего статус и основы деятельности детских школ искусств, а также меры государственной поддержки дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств.
Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:
Рассмотреть возможность разработки и закрепления в программах, реализуемых на основе национального проекта «Жилье и городская среда», механизмов по стимулированию строительства школ детских искусств, в том числе с использованием государственно-частного партнерства, при комплексной застройке территорий.

Просмотров: 212 | Добавил: владимир

Copyright MyCorp © 2024