Суббота
14.12.2019, 07:48
Владимирская
Областная организация
Российского профсоюза
работников культуры
Официальный сайт.
600005,г.Владимир,ул.Горького,д.50
Вход
ПРОФСОЮЗ ТЕБЯ ЗАЩИТИТ!
 
Меню сайта
Категории раздела
Книга почета: "О них помним, на них равняемся" [24]
Социальное партнерство [10]
Статьи [2]
Культурно-массовая работа [2]
Доклады и постановления [14]
Правозащитная работа [4]
Книга почета: "Мы в жизни оставляем след" [157]
Поиск
Наш адрес: 600005
г.Владимир,ул.Горького,д.50
Тел.(4922)33-06-22
53-29-26,53-05-58
root@profsouz-culture.elcom.ru
Главная » Статьи » Доклады и постановления

Об усилении правозащитной работы профсоюзных организаций в 2016 году

Итоги правозащитной работы Владимирской областной организации в 2015 г. подведены и размещены на нашем сайте  и в информационном бюллетене, который Вы получили. Поэтому  остановимся на тех особенностях, с которыми мы встретились в 2015 г. и задачах правозащитной работы на 2016 г.

Правозащитную работу, особенно в период финансового кризиса, профсоюзные организации Владимирской областной организации РПРК  считают одним из приоритетных направлений в своей работе, на это указывают цифры, приведенные в отчете за 2015 г. Всего рассмотрено жалоб и других обращений почти на 10% больше, чем в 2014 г. – 773.

         В правозащитной работе нашей организации используются различные формы, в т.ч.

проверки  соблюдения трудового законодательства в организациях,

обращение в вышестоящие организации, в том числе в администрацию области, к представителю президента, в законодательное собрание Владимирской области,

проведение консультаций для членов профсоюзов,  в том числе с выездом в первичные профорганизации,

личный прием членов профсоюзов,

а также своевременное информирование профсоюзного актива  об изменениях нормативно-правовой базы.

Основное место  отводится контролю  за соблюдением работодателями трудового законодательства в части соблюдения законных прав и гарантий работников. В 2015 г. рассмотрены и признаны обоснованными 623 жалобы и обращения членов профсоюза.

В 2016 г. особое внимание  необходимо  уделить вопросам заключения «эффективных контрактов», оплаты труда, режиму рабочего времени и времени отдыха, выполнению условий трудовых договоров, выполнению условий коллективных договоров в части выплат, гарантий, льгот  и компенсаций, вопросам  внесения в коллективные договоры и  соглашения норм областного соглашения между департаментом культуры и Владимирской областной организацией РПРК.

Финансово-экономическое положение в стране, жесткая экономия бюджетных средств может быть причиной «оптимизации», то есть сокращения  числа учреждений и работников в них. Задача профсоюзных организаций в условиях нестабильного финансового положения организаций, сокращения рабочих мест, перевода работников на режим неполного рабочего времени, принуждения к увольнению по собственному желанию, увольнения  работодателей, которые сейчас относятся к самой незащищенной категории работников, по п.2 ст.278 ТК РФ,  лишения работников различных социальных выплат, прежде всего выходных пособий, а также снижения заработной платы и её несвоевременной  выплаты -  оказать помощь членам профсоюза, не оставить без внимания людей, нуждающихся в нашей поддержке.

Сложность 2016 года мы уже почувствовали по  числу обратившихся за юридической помощью в первичные и территориальные профорганизации, которые нередко переадресовываются в  обком профсоюза  к правовым инспекторам ВОО РПРК и Главному правовому   инспектору Профобъединения.

О трудовом договоре

Проводя проверки и анализируя представленные на проверках  документы – коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, трудовые договоры работников и др.- приходишь к выводу, что переход на эффективный контракт, который начался еще в 2013 году, проходит нелегко, и до сих пор многие работодатели не понимают, а иногда не хотят понимать и вникать в суть изменений,  которые несет за собой  переход на трудовой договор на основе так называемого «эффективного контракта».

Выборочный анализ трудовых договоров,  заключаемых  с вновь принимаемыми на работу,  и дополнительных соглашений к трудовым договорам, подписываемых с  работниками учреждений культуры и  отраслевых  образовательных организаций в связи с введением «эффективного контракта»  свидетельствует о  нарушениях трудовых прав работников при переходе на «эффективный контракт», несмотря на  рекомендации по оформлению  трудовых отношений  с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта,  утвержденных  приказом Минтруда от 26 апреля 2013 г. № 167н.

Во-первых, нередко работникам  предлагается  подписать  новые трудовые договоры (эффективные контракты),  несмотря на то, что  трудовые договоры были заключены при приеме на работу и действуют  до момента увольнения работников, а все изменения и дополнения к трудовому договору, в том числе  связанные с переходом на «эффективный контракт», переводы на другую работу, в соответствии со ст. 72 и 74 ТК РФ оформляются  соглашением (дополнительным соглашением).

Например, с аналогичной  ситуацией мы столкнулись в областном музыкальном колледже.

Во-вторых, отмечаются нарушения  ст. 57 ТК РФ: не уточняются   и  не конкретизируются  в каждом трудовом договоре и в каждом соглашении к трудовому договору:

-условия оплаты труда: размер должностного оклада  (тарифной ставки), размеры доплат, надбавок и поощрительных выплат, т.е. размер компенсационных и стимулирующих выплат,  выплаты должны быть указаны  применительно к данному работнику в абсолютном размере (в рублях) указывается  этот размер), или   в процентах, баллах и других единицах измерения (указывается в этих единицах) со ссылкой на условия, при достижении которых они осуществляются, и т.д.;

режим рабочего времени: например, в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 в каждом ТД (соглашении к нему) следует указать продолжительность рабочего времени конкретного работника, норму часов за ставку заработной платы, учебную  нагрузку педагогического работника, основания ее изменения, случаи установления   верхнего предела учебной нагрузки педагогического работника в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда;

что касается   работников культуры, то рекомендации по вышеназванным проблемам даны в Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 г. и на 2016 год, которые ежегодно разрабатываются  Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

В действующих трудовых договорах работников нередки и другие ошибки, избежать которых можно было бы, перейдя на рекомендуемую  форму трудового договора. Например,  указываются не должностные, а базовые оклады, надбавки, возможности получения стимулирующих выплат.

 Кроме того, при переходе на «эффективный контракт» работодатели увидели бы  недостатки своих локальных нормативных актов, правил внутреннего трудового распорядка и коллективных договоров, без которых невозможно грамотно оформить ни Трудовые договоры,   ни дополнения к ним.

Например, в Правилах внутреннего трудового распорядка должны   регламентироваться   вопросы регулирования трудовых отношений  у данного работодателя, прописывается  применение норм Трудового законодательства в условиях конкретного учреждения с учетом его вида деятельности и его особенностей, т.е. специфики и особенностей организации  трудового процесса  в учреждениях культуры и отраслевого образования.

В последнее время все более заметными становятся попытки работодателей уйти от этих особенностей, нивелировать их, прописать в локальных документах  нормы, дублирующие  Трудовой кодекс,   без учета тех конкретных условий, в которых трудятся работающие, несмотря на то, что в «Единых рекомендациях…»  и на 2015 и на 2016 г.  отмечается нецелесообразность внесения в ЛНА положений, дублирующих нормы ТК РФ, а также  иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.

Иногда читаешь такие правила внутреннего трудового распорядка и не можешь понять, к какому учреждению они относятся.Вместе с тем необходимо отметить, что правила внутреннего трудового распорядка, как правило, являются приложением к коллективному договору, утверждаются с учетом мнения профсоюза, то есть профсоюзный комитет имеет возможность повлиять на их содержание.

 Конкретные  нормы правил внутреннего трудового распорядка позволяет избежать конфликтов в трудовом коллективе.

Об оплате труда

Думаю, большинство сидящих в зале согласится, что размер оплаты труда определяется должностным окладом. Поэтому в центре внимания обкома профсоюза в течение 2015 года находились два вопроса, которые касались большого количества работающих:

повышение базовых окладов преподавателям ДШИ;

введение единой нормы часов преподавателям детских школ искусств.

Еще в сентябре 2014 г. было  принято постановление губернатора о повышении базовых окладов  учителям и преподавателям. В результате предпринятых мер положительно решен вопрос о базовом окладе 5080 рублей преподавателей школ искусств в Александрове, Вязниках, Гусь-Хрустальном и других городах и районах. В некоторых районах области, в частности в Петушинском р-не, вопрос решался с задержкой и  не  решался в г.Коврове, Киржачском р-не и г.Владимире. Последовало  обращение ВОО РПРК  к Губернатору и направлено письмо главному федеральному инспектору по Владимирской обл. Мамееву С.С.

В настоящее время вопрос не решен в двух территориях (Владимир и Ковров). Обком профсоюза вторично обратился к губернатору области и держит вопрос на контроле.

Немалые усилия обкому профсоюза пришлось приложить и по  введению единой нормы нагрузки преподавателей ДШИ. По данному вопросу было направлено 40 писем  руководителям административных образований, директорам школ и даже пришлось обратиться в прокуратуру г.Владимира. В результате до 01.10.2015 г. все школы искусств перешли на единую  норму часов, причем сделали это с 10 марта 2015 г.

И если по второй позиции мы были поставлены перед фактом, то вопрос о повышении базовых окладов  был решен Губернатором области в еще в сентябре 2014 г. До сих пор остается загадкой, почему при формировании бюджета на 2015 год ни один  директор ДШИ не включил новые оклады в расчет ФОТ (фонда оплаты труда) на  2015 год. Непонятна позиция первичных профсоюзных организаций, которые тоже «набрали в рот воды». Только в феврале 2015 г. две председателя первичных профсоюзных организаций Ильина Н.В. и Сидоренко Е.В. забили тревогу.

Хотелось бы, чтобы первичные профсоюзные организации и территориальные в районах области своевременно реагировали на поднимаемые рядовыми членами профсоюза вопросы,  принимали активное участие в их решении и оперативно информировали обком о результатах проделанной работы.

Об аттестации работников

         В 2015 г. обком профсоюза столкнулся с фактами нарушений прав работников при проведении аттестации работников культуры.

         Полномочия первичных организаций в этом вопросе достаточно большие, чтобы не допустить превращения аттестации в сведение счетов с неугодными людьми.

О нарушении прав профсоюзов

В прошедшем году было проведено более 30 проверок работодателей

по соблюдению трудового законодательства, выявлено 34 нарушения, из них устранено 25.

Результаты проверок анализируются, при необходимости составляются представления, которые доводятся до работодателей, и хотелось бы, чтобы эти представления  рассматривались  на заседаниях выборных профорганов, чтобы устанавливался контроль за  их исполнением  и  устранением выявленных нарушений. Как правило, нарушения, зафиксированные в представления, устраняются работодателями, но к сожалению, наметилась и другая тенденция – не отвечать на письма и представления правовых инспекторов профсоюза. А это может привести к обращению профсоюза в трудовую инспекцию и прокуратуру в соответствии со ст.370 ТК РФ. Ведь посещение  учреждения представителями профсоюза носит, так сказать превентивный характер, работодателю указывается на ошибки, недостатки и недочеты, но на него не накладывается ни дисциплинарное, ни административное и пр. наказание, а вот игнорирование или отказ от исполнения представлений влечет за собой обращение в государственные контролирующие органы, накладывают соответствующее наказание, которое выливается в немалые суммы.

Хотелось бы обратить внимание территориальных и первичных профсоюзных организаций, что отмечаются случаи нарушения прав профсоюзов, в прошлом году отмечено 25 случаев нарушения  по перечислению членских профсоюзных взносов, но выявлено это было работниками обкома, а не на местах. Проверки соблюдения прав  профсоюзов  продолжатся и в 2016 г., но силы аппарата обкома профсоюза слишком малы, и мы будем обращаться к  Вам за помощью. Хотелось бы, чтобы первичные и территориальные организации, их выборные органы  активизировались, были внимательными к этим проблемам. И не только сами соблюдали требования Трудового кодекса, но требовали этого от работодателей, особенно  в части учета мнения профсоюза, как представительного органа работников, при принятии решений в случаях, перечисленных в Трудовом кодекса и в Соглашении между Департаментом культуры и областной организацией РПРК.

Напомню, что согласно ст.371 Трудового кодекса Российской Федерации  работодатель принимает решение с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК РФ, а именно:             

  1. введение или отмена режима неполного рабочего времени на срок до 6 месяцев в целях сохранения рабочих мест в том случае, если изменения организационных или технологических условий труда могут повлечь за собой массовые увольнения работников (ст. 74 ТК РФ);
  2. установление порядка проведения аттестации (ч.2 ст.81);
  3. увольнение являющихся членами профсоюза работников по инициативе работодателя (ст.82):

 

  1. привлечение работника к сверхурочным работам в определенных случаях (ст.99);
  2. установление перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст.101);
  3. составление графиков сменности при сменной работе (ст. 103);
  4. разделение рабочего дня на части (ст.105);
  5. установления размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни (кроме оклада, должностного оклада) (ст.112);
  6. привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в определенных случаях (ст.113);
  7. установление дополнительных оплачиваемых отпусков (ст.116);
  8. утверждение графика отпусков (ст. 123);
  9. введение системы оплаты (ч.2 ст. 135) и стимулирования труда (систем премирования и надбавок-(ст.144);
  10. утверждение формы расчетного листка (ст.136);
  11. установление размера повышенной заработной платы работников, занятых на тяжелых работах, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 147);  
  12. конкретные размеры      оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день (ч.2 ст. 153);                                                                                         
  13. размер доплат за работу  в ночное время (ст. 154);                                                     
  14. применение систем нормирования труда (ст. 159);
  15. введение, замена и пересмотр норм труда (ст. 162);
  16. применение необходимых мер при угрозе массовых увольнений (ч.4 ст. 180);
  17. утверждение правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190);
  18. определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечня необходимых профессий и специальностей (ст. 196);
  19. разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда (ст. 212);
  20. установление норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты (ст.221);
  21. участие в комиссии по охране труда (ст.218), в контроле за соблюдением законодательства об охране труда (ст.219), участие в расследовании несчастных  случаев на производстве (ст.228, 229, 229.2, 230)
  22. утверждения порядка применения вахтового метода (ст.297);
  23. увеличение продолжительности вахты при вахтовом методе (ст.299); утверждение графика работы на вахте, при работе вахтовым методом (ст.301); установление размера и порядка надбавки за вахтовый метод работы (ст.302);
  24. установление размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с использованием отпуска (ст.325), с переездом  (ст.326).
  25. при увольнении руководителей организаций по п.2 ст.278 ТК РФ в соответствии с областным соглашением.

При этом следует помнить и знать порядок учета мнения представительного органа работников, каковым является профсоюз, который  предусматривает несколько этапов:

 во-первых, работодатель обращается в выборный профсоюзный орган с проектом локального нормативного акта;

  во-вторых, профсоюз в пятидневный срок рассматривает  представленные работодателем документы и вырабатывает  мотивированное мнение, которое оформляет в письменном виде и передает работодателю;

  далее работодатель принимает решение с учетом мотивированного мнения представительного органа.

         Если работодатель не согласен  с мотивированным мнением выборного профсоюзного органа, последний этап может состоять из нескольких стадий:

 проведения дополнительных консультаций с представительным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения;

 оформления возникших разногласий протоколом;

 принятия работодателем локального нормативного акта.

Необходимо отметить, что рассмотрение представленных работодателем документов и выработку мотивированного мнения осуществляет выборный профсоюзный орган, который может быть единоличным (в лице профсоюзного организатора) или коллегиальным (в лице профсоюзного комитета). В случае, если выборный профсоюзный орган является коллегиальным,  обсуждение представленного проекта локального акта и обоснования по нему, а также выработку мотивированного мнения представительный орган осуществляет при наличии кворума.  Решения данного вопроса одним лицом при наличии коллегиального органа нарушает требования Устава РПРК. Но, к сожалению, в последнее время нам становится известно  и о таких случаях.

         Процедура  учета мнения профсоюза прописана в ст.372 ТК РФ и  следует учитывать требования ГОСТ Р 6.30–2003 “Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов”, чтобы избежать  споров и недоразумений по срокам и пр.

Видимо, вопросам учета мнения профсоюза при принятии локальных

нормативных актов, регистрации, сроков, порядка оформления следует посвятить учебное занятие.

Другой формой правозащитной работы является обучение профактива и работодателей, которое осуществляется  не только силами  штатных и нештатных работников Владимирской профорганизации, но и  активно привлекаются  сотрудники Налоговой инспекции, Фонда социального страхования, Пенсионного фонда и другие специалисты.

Председателям территориальных проф. организаций, председателям профорганизаций и директорам учреждений культуры и отраслевого образования в связи с поступающими запросами, выявленными фактами нарушений законодательства,  направлялись и будут направляться разъяснительные письма. Всего в прошлом году обком профсоюза направил 234 письма, из которых 108 касались вопросов защиты прав членов профсоюза. Многие из них названы в отчете и перечислять их здесь нет смысла.

Работа, проводимая областной организацией, территориальными объединениями организаций профсоюзов, первичными профорганизациями области по контролю за соблюдением работодателями трудового законодательства показывает её результативность и необходимость продолжения работы по  вышеуказанным  вопросам.

В отношении работников, являющихся членами профсоюза, эта общественная организация является безусловным представителем и защитником их прав и интересов. Что же касается работников, не являющихся членами профсоюза, то по отношению к ним у профсоюзов нет обязанности,  но есть право по просьбе работника или по собственной инициативе встать на защиту его трудовых прав, в частности при возникновении индивидуального трудового спора (ст. 23 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Уважаемые коллеги!

Подводя итоги своего выступления, хотелось бы сказать, что работник вступает в профсоюз для того, чтобы вместе со своими  коллегами защищать свои профессиональные интересы. И делать это должен он сам. Профсоюз – это члены профсоюза, а не кто-то со стороны. Если работники хотят сами ничего не делать, а что-то получить (права, гарантии, выплаты), то в этом случае речь должна идти не о профсоюзе, а  о личном адвокате, которому надо платить не членские взносы в размере 1% начисленной заработной платы, а гонорары, иногда превышающие наши зарплаты.

Профсоюзы – это самая недорогая защита для члена профсоюза. Однако, это не значит, что она малоэффективна.

Экономическая эффективность от всех форм правозащитной работы в 2015 г. составила 3290440 рублей (три миллиона двести девяносто тысяч четыреста сорок рублей)   и была получена в результате  вмешательства Владимирской областной организации Российского профсоюза работников культуры,  после чего   доначислена  заработная плата работникам культуры и отраслевого образования, выплачена компенсация за задержку выплаты заработной платы, пересчитаны профсоюзные взносы, произведены доплаты за выполнение дополнительной работы  и пр.

И последнее, Профсоюз силен своей массовостью и сплоченностью. Недопустимо, когда 3 члена профсоюза борются за права коллектива в 30 человек, а результатами победы  пользуются все. Еще хуже, когда один борется, а остальные молчат. Где же наша солидарность? Неужели не понятно,  что проиграет один, проиграют все. Лозунг мушкетеров «Один за всех и все за одного» как нельзя лучше отражает суть профсоюзного движения. И мы все должны объединить усилия, чтобы противостоять тем негативным тенденциям, которые здесь были отмечены, и направить свою энергию на решение поставленных задач.

Категория: Доклады и постановления | Добавил: владимир (24.03.2016)
Просмотров: 2152

Copyright MyCorp © 2019